Подавились польским мясом. Критично ли для Москвы эмбарго на новое соглашение о партнерстве с ЕС?

Фильтры

Регион

Новости

Подавились польским мясом. Критично ли для Москвы эмбарго на новое соглашение о партнерстве с ЕС?

За два дня до начала саммита Россия-ЕС стало окончательно ясно, что Москва и Брюссель не смогут начать в рамках этой встречи переговоры о заключении нового Соглашения о партнерстве. "Штрейкбрехерами" оказались поляки, которые не только отказались снять вето на начало переговорного процесса, но и вместе с эстонцами призывали отказаться от проведения встречи на высшем уровне. Саммит все-таки состоится, но атмосфера скандальности и нервозности продолжает окутывать интригами предстоящую встречу в Самаре.

Между тем, Москва демонстрирует выдержку, полагая, что отсрочку начала переговорного процесса по новому базовому соглашению не стоить "драматизировать".

В ситуации, когда партнерство России и Евросоюз /ЕС/ стало заложницей противостояния Москвы и "молодых" демократий в странах Восточной Европы и Прибалтики, рабочий визит в российскую столицу главы МИД Германии Франка-Валтера Штайнмайера из протокольного мероприятия превратился в миссию по спасению от провала саммита Россия-ЕС. На долю ФРГ, председательствующей в настоящий момент в ЕС, выпала нелегкая доля провести в Москве "антикризисные" переговоры и обсудить с российским руководством ряд серьезных проблем, возникших между Россией и бывшими странами соцлагеря, входящими ныне в Евросоюз.

Примечательно, что на Смоленской площади /МИД РФ/ предпочли не акцентировать внимание на том, что переговоры глав дипломатических ведомств России и Германии сфокусируются только на проблемах, возникших в связи с отсрочкой переговоров по новому Соглашению о партнерстве между РФ и ЕС. Как заявил директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Сергей Рябков, "надо наращивать имеющийся позитив сотрудничества и не драматизировать трудности". По его словам, "повестка дня саммита определена, это два блока вопросов, вполне очевидных". По его мнению, главным следует считать ситуацию в наших отношениях с ЕС. "Здесь будет большое поле для обсуждения и острых тем, и позитивных моментов", - уточнил С.Рябков.

Важным элементом переговорного процесса, по мнению Москвы, следует считать и международную тематику. "Там тоже есть примеры эффективного сотрудничества, в частности, по Ближнему Востоку. Но есть и серьезные, принципиальные вопросы, по которым совпадение подходов гораздо меньше – например, Косово и так называемые замороженные конфликты на пространстве СНГ, - подчеркнул российский дипломат.

Итак, Россия призывает ЕС не зацикливаться на проблемах "польского мяса", а также пытается убедить европейских партнеров не заострять внимание на эстонской теме, связанной с "Бронзовым солдатом". По крайней мере, очевидно, что Москва не горит желанием на саммите в Самаре ограничить дискуссии только этими "скандалами", которые уже породили политические "истерики" в странах Восточной Европы и Прибалтики.

Между тем, на прошедшей в понедельник в Брюсселе встрече 27 министров иностранных дел стран ЕС опять солировала Варшава, которая не только заблокировала начало переговоров по новому базовому соглашению меду Россией и ЕС, но и предлагала вообще не проводить саммита в Самаре. Поляков поддержали и эстонцы, которые также проголосовали за отмену встречи на высшем уровне. Литва грозилась наложить вето на переговоры о партнерском соглашении, называя решение Москвы прекратить поставки российской нефти в страну не техническим, а политическим. Правда, в последний момент Вильнюс отказался от своей "затеи".

Трудно сказать, чем руководствуется ЕС, с одной стороны, сокрушаясь, что переговоры по базовому соглашению с Россией срываются, а с другой – предоставляя Польше возможность вдоволь покуражиться, фактически сделав из вопроса эмбарго на польское мясо проблему мирового масштаба.

Напомним, что действующее соглашение Россия-ЕС вступило в силу в 1997 г, и го срок истекает 1 декабря 2007 г. Польша в преддверии прошедшего в ноябре 2006 г в Хельсинки саммита Россия-ЕС наложила вето на начало переговоров по новому базовому договору, потребовав от Москвы отменить запрет на импорт польской мясной продукции.

Временный запрет на поставки мяса и овощей из Польши РФ ввела в 2005 г в связи с подозрением, что польские предприятия реэкспортировали эту продукцию из третьих стран, представляющих опасность в ветеринарном и фитосанитарном плане.

В течение последних полутора лет Польша вполне успешно "эксплуатирует" мясную тему, превратив ее из "рядовой" проблемы в сфере торговых отношений в политическую "заразу", которая спровоцировала излишнюю нервозность в отношениях России и ЕС.

"Мы надеялись начать переговоры о новом соглашении между ЕС и Россией на саммите, но, к сожалению, это оказалось невозможным. Перед нами все еще стоит задача решить проблему, возникшую в связи с запретом России на импорт мяса и овощной продукции из Польши", - признал верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана.

В свою очередь, глава МИД Германии был вынужден констатировать, что "начать переговоры о новом соглашении будет очень сложно".

Пожалуй, главный вопрос, насколько критично для Москвы замораживание начала переговоров по новому соглашению Россия-ЕС? Важно разобраться, почему РФ не стремиться к эскалации проблемы польского мяса и твердо придерживается позиции, что с отменой эмбарго на пищевые продукты из Польши спешить не стоит?

Как сказал Алексей Мухин из Центра политической информации, "региональные проблемы в рамках сотрудничества России и ЕС для Москвы важнее, чем подписание нового базового соглашения между нами".

В контексте последних событий в Польше, в Эстонии, в Литве, где растут антироссийские настроения, Кремлю, очевидно, не стоить втягиваться в политическую дискуссию с чиновниками Евросоюза, которые не могут избавиться от соблазна лишний раз поэксплуатировать проблемы с демократическими ценностями и свободами в современной России.

"Развитие событий в Польше, Эстонии, с присущим им политическим аспектом, дают основания полагать, что этот сценарий разработан и режиссирован некими заокеанскими стратегами, которые прекрасно используют в своих интересах стереотипное мышление европейских чиновников, ревностно защищающих "молодые демократии" Старого света", - размышляет А.Мухин.

Трудно обвинить "старый костяк" членов ЕС в непонимании того, что эскапады стран бывшего соцлагеря вносят деструктивные элементы в отношениях Москвы и Брюсселя. При этом Россия и ЕС является стратегическими партнерами, в частности, в такой политически чувствительной сфере как энергетика. Для обеих сторон этот вопрос принципиально важен – Европа не может обойтись без российского газа, мы – без гарантированных потребителей в Европе.

Между тем, по словам А.Мухина, Москва последовательно развивает контакты с энергетическими державами на Востоке. "Последнее азиатское турне Владимира Путина и достигнутые в ходе него соглашения с Казахстаном и Туркменистаном в сфере нефтяного и газового сотрудничества позволяют предположить, что уже весной 2008 г будет оформлен энергетический альянс между Москвой и странами Центральной Азии", - полагает он.

Диверсификация энергетических поставок и транспортировки энергоносителей должна вынудить Евросоюз активизировать свои действия в отношении тех стран альянса, которые своими действиями вносят диссонанс в отношения Москвы и Брюсселя.

"Генерал мороз" сегодня не работает на Россию, а теплые зимы последних лет позволяют в некоторой степени снять напряженность в вопросах поставок российских энергоносителей в Европу. Но как только в Европе станет очень холодно, ЕС обязательно цыкнет на Варшаву и приструнит строптивую Польшу", - шутливо замечает А.Мухин.

О том, что Евросоюзу необходимо новое соглашение с Россией, заявила канцлер Германии Ангела Меркель, которая собирается в Самаре провести переговоры с Владимиром Путиным о перспективах дальнейшего сотрудничества. Новое базовое соглашение необходимо для реализации, по крайней мере, трех крупных проектов, нацеленных на углубление российско-европейского партнерства, к обсуждению которых россияне и европейцы могли уже приступить через два дня. Речь идет о проекте зоны свободной торговли, о постепенной отмене визового режима и уточнении юридических норм для инвестиций в энергетически сектор.

Неразбериха в отношениях России и ЕС, спровоцированная польским демаршем, вызывает еще большее сожаление, если учесть, что экономические связи между РФ и ЕС постоянно укрепляются. Около 57 проц российского экспорта идет в ЕС, более двух третей иностранных инвестиций в российскую экономику осуществляют страны Евросоюза.

Между тем, нагнетание политической истерии вокруг партнерства Москвы и Брюсселя, привели к тому, что, согласно опросу "Левада-центра", почти половина опрошенных россиян видят в ЕС "угрозу" для России, ее финансовой и промышленной независимости. Более того, 60 проц респондентов сегодня считают, что у их страны "есть враги", среди которых фигурируют три государства Балтии. Правда, понятно, что народ "транслирует" свое отношение к Европе под воздействием официальных заявлений властей.

Прайм-ТАСС


Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее