Разворот: Ситуация на рынке мясопереработки в связи с вступлением России в ВТО: реалии и перспективы

Фильтры

Регион

Новости

Разворот: Ситуация на рынке мясопереработки в связи с вступлением России в ВТО: реалии и перспективы

Т. ДЗЯДКО – 16.35 в Москве. В нашей студии Виталий Геворкян - президент компании «Мясной дом Бородина». Добрый день.

В. ГЕВОРКЯН - Добрый день.

Т. ДЗЯДКО – Будем говорить о ситуации на рынке мясопереработки в связи с вступлением России в ВТО. О реалиях и перспективах. Вот с чего хотелось бы начать. На сайте издания «Форбс» есть материал, который называется «Зачем запрещают импорт мяса из США», и там подзаголовок – «Очередной торговый конфликт спровоцирован не только актом Магнитского, но условием вступления России в ВТО». Вопрос мой следующий. Серьезно изменилась ситуация не только в вопросе поставок мяса из США, но и в целом на рынке мясопереработки в связи со вступлением нашим столь долго ожидавшимся в ВТО или же нет?

В. ГЕВОРКЯН - Ситуация накаляется, пока конкретно на данную секунду трудно говорить, что отразилось прямо, рынок так быстро не меняется. Меня в этом вопросе волнует один аспект. Безопасность россиян, продуктовая безопасность, это абсолютно понятная вещь. Меня лично волнует как переработчика, человека, производящего колбасу, удивляет один вопрос. Если безопасность мясосырья важна и блокируются поставки в Россию, мне совершенно непонятно, почему не возникает вопрос по импортной колбасе, в которой может использоваться тот же октопамин, но почему-то об этом тишина. Такие двусмысленности наводят на мысль, что здесь речь о чем-то другом. Не о правах и защите российского потребителя. Повлияет ли на это рынок, конечно повлияет. Заградительный барьер, рост цен. Потребители, готовьтесь к повышению цен. Явно он наступит. Пока не способны обеспечивать себя мясом.

И. ВОРОБЬЕВА - Объясните нашим слушателям связь со вступлением и повышением цен, чтобы было понятно, из-за чего они повышаются. И на какую колбасу повысятся, на нашу или импортную.

В. ГЕВОРКЯН - Ответ однозначный. На нашу. Из сказанного ранее здесь со вступлением в ВТО, там совершенно странная вещь, до 15-го, в 2015 уже собираемся полноправно играть по правилам ВТО, к этому нужно готовиться, потому что кроме октопаминового запрета у нас огромные таможенные пошлины, квоты и барьеры существуют по сей день. И без этого октопамина хватает. Соответственно нас, например, как производителей удивляет, пока еще не приводит с конвульсиями или мы не рефлексируем, не говорим, что все плохо, надеемся, что нас услышат и услышат потребители, скажу прямо, что цена на наши продукты уже предельна. Перегревать рынок, люди, которые знают, что такое рынок. Перегреть цены на товар, последствия будут однозначные. Падает спрос, наш рынок достаточно эластичный. Такая угроза существует. Что происходит если прямым текстом говорить, лоббирование интересов на входе, это мясопроизводители.

Т. ДЗЯДКО – А вообще эти проблемы прогнозировались вами, наша страна к вступлению в ВТО готовилась не один год. И не один день. Прогнозировалось, что последствия будут именно таковыми? Как-то это с вами обсуждалось, например? Как с индустрией.

В. ГЕВОРКЯН - Вообще индустрия мясопереработки в России уникальная. 18 млрд. долларов, даже больше по некоторым данным переработки. Мягко говоря, с нами ни в 90-х, ни в 2000 некому общаться. И с нами никогда не общаются. Кстати, отрасль, которая упала на дно, в 90-х годах. Просто перестала существовать конкретно в Москве. Известные цифры. 95-98% был импорт. В это время московский и российский завод просто стоял. Известный крупный завод. Возвращаться туда конечно не хотелось. Прогнозировали мы наоборот, я скажу честно, из-за того, что в 2007 году, по-моему, было введение квот и я прямо скажу, что молил Бога, что мы войдем в ВТО и какой-то здравый смысл появится. И откроет эту сторону. Понятно, что цикл, мясо, сырье, мясопереработка, потребитель. Такая труба, по ней течет мясо, очень странная вещь, когда перекрываешь вентиль на входе на завод. Своему я бы хотел сказать любимому отечественному производителю. Отечественный производитель, по крайней мере, в 2000 году звучало гордо. Я ездил по Москве, были плакаты «Россию спасет отечественный производитель». Давно это не видел, зачем-то трубу перекрывают. Меня удивляет еще смешная история совершенно. Говорят, мы хотим, Россия способна произвести мясо свиньи, говядина, по-моему, вообще нереально, в мировом тренде говядина, как бы сейчас ни звучало смешно, это деликатес. Например, в Германии и других странах колбасу не кладут, это роскошь. Это стейки, баснословные деньги. Это дорогой продукт, на который цена растет и растет. И появится ли говядина российская, даже на высшем уровне говорили о том, что не в советское время, там очень длительный процесс. Инвестиций 25 лет, если это о чем-то говорит.

И. ВОРОБЬЕВА - Говядина деликатес и именно поэтому очевидно, вместо говяжьего мяса везде по Европе обнаруживают конину. Как это происходит вообще?

Т. ДЗЯДКО – И возможно подобное у нас?

В. ГЕВОРКЯН - Возможно. Возможно и у них. Вопрос заключается в том, что там создана система, при которой это можно обнаружить. Можно все-таки это в первую очередь мы говорим об обмане там или тут. Конечно, возможно. Безопасно это, я скажу, что есть реальные сорта колбас, где возможно есть конина. То есть кстати злосчастный ГОСТ, даже ГОСТовские колбасы сделали из конины.

И. ВОРОБЬЕВА - Там и написано.

В. ГЕВОРКЯН - Поэтому самой трагедии нет. Честно говоря, меня удивляет вопрос - зачем они используют конину. Потому что у них достаточное количество другого мяса. Мяса свиньи. Я не очень хорошо пока знаю тему, но меня удивляет, поскольку я, например, покупаю мясо, по крайней мере, в полтора раза в два раза дороже, чем европеец. Это говорит о том, что мы не очень жадные. Если бы я покупал как они, я и так не кладу, но тем более… И идея очень простая. То, что происходит и ВТО, ваш вопрос, конина, ВТО, это сиюсекундные вещи. Они стали вылезать. Видимо, это ВТО как-то способствует этим вещам. Кстати, ВТО так долго муссировалось и не принималось в открытом эфире, из первых уст прямо говорилось, что основной торг шел вокруг мяса. Это известный факт. Сельское хозяйство говорили, но так как нам ближе мясо, мы точно знали, что борьба идет какая-то ожесточенная.

И. ВОРОБЬЕВА - Но если я правильно понимаю, до того как мы вступили в ВТО, соответственно пошлина на ввоз составляла 25% от стоимости продуктов, но не менее 0,40 евро за килограмм. То есть импортная колбаса в среднем была дороже отечественной на 20-30%. Что изменилось?

В. ГЕВОРКЯН - Очень просто. Пошлины на входное сырье пока остались на месте, а пошлины на колбасу или мясопереработку их опустили. Я не закончил свою мысль. Производители мяса меня всегда удивляет, пока они начнут производить мясо, мы исчезнем, допустим, такой сценарий возьмем. У меня вопрос – кому они будут продавать свою свинину. Нам друг без друга жить нельзя. Мы есть потребители этого мяса. Поэтому здесь либо нужно четко рассчитать, они встанут на ноги, а мы не ляжем на землю, либо произойдет очень интересно, они, Бог даст, встанут на ноги, и видимо, есть какая-то стратегия импортировать что ли.

И. ВОРОБЬЕВА - Мясо?

В. ГЕВОРКЯН - Да, это очень смешной сценарий. Потому что такое свинское королевство как Дания, ребята, просто смешно. Например, эффективность производства свинины в Дании по сравнению с европейскими странами в полтора раза ниже. То есть там бедным немцам до датчан бежать и бежать. Это вне конкуренции. Это не ко мне. Если это так, хотя бы нам объявили, что тема идет об импорте мяса видимо, за рубеж, экспортировать будем мясо, а колбасу импортировать. Хотя бы объявили нам это. Посоветовались. Но нет.

И. ВОРОБЬЕВА - Но при этом рынок мясопереработок практически не растет.

В. ГЕВОРКЯН - Да. Я уже говорил, что цены достаточно высокие. Объясняется это высокими ценами на мясо, с 2007 года пошли цены вверх. Но я могу вам привести пример, цена на полутушу мяса, доступная любому производителю России была в районе доллара. В сентябре цена была под 5 долларов. Сейчас, кстати, цена припала. Потому что мы уже перегрели рынок. И она сейчас ушла в район 3,5 доллара. Вот вопрос теперь, куда теперь пойдет, вверх или вниз. Пока предпосылки, что вверх. Еще как переработчик у меня один для меня важный. Что мне делать.

Т. ДЗЯДКО – Я его и хотел спросить.

В. ГЕВОРКЯН - А вот выбор здесь небогат. Либо уходить российскому переработчику (неразборчиво), спасибо за подсказку.

Т. ДЗЯДКО – Поясните.

В. ГЕВОРКЯН - Вместо мяса класть конину.

И. ВОРОБЬЕВА - На слушатели спрашивают: а что в колбасе еще и мясо есть?

В. ГЕВОРКЯН - Я не буду говорить, что в нашей есть, да, есть. Только не надо скепсис, что у всех нет. Но еще надо сказать, что вынуждают нас, не меня, конкуренция невозможная. Если придет натуральная колбаса с Запада, по 3 доллара, а моя натуральная будет по 5 долларов, то конечно купят за 3. А мне придется делать за доллар, а что туда войдет, одному Богу известно. Соя, что можно. Ну что можно, чтобы не отравились. Позаботимся переработчики, чтобы не отравились…

И. ВОРОБЬЕВА - Потрясающе.

В. ГЕВОРКЯН - То есть выбор у нас небогат. Либо мы отдаем сегмент хорошего высококачественного продукта мясопереработки на подносике таком на блюдечке с голубой каемочкой, отдаем нашим братьям конкурентам соседям западным, кто хочет, заходи. А мы уходим, я точно не пойду туда…

Т. ДЗЯДКО – А второй вариант.

В. ГЕВОРКЯН - А второй вариант делать натуральную. Но тогда нужно решать две проблемы. Крантик открыть, или закрыть… надо как было, вот что смешно. Наверное, вопрос, почему выжили эти годы, потому что было закрыто два крана. Только что вы зачитали. Сейчас этот кран почему-то открыли, эту перегородку подняли, а эту забыли. Потому что здесь защищать некого, а здесь надо лоббировать, наверное, производителей, сколько лет, 5-6, сколько уже лет они пытаются как-то помочь им и мы радовались этому. Хорошо иметь конечно, отечественное мясо. Кто же против.

И. ВОРОБЬЕВА - Наши слушатели спрашивают: а есть какая-то статистика, сколько какого мяса ввозят в Россию. Много ли ввозят свинины, говядины, кенгурятины, конины.

В. ГЕВОРКЯН - Такая статистика существует в цивилизованных странах, есть таможня, фиксируется. Я цифрами не владею, но скептически скажу, смотрели на то, что могло произойти с мясом свинины и говядиной, могу честно сказать, оптимистично мы смотрим, появился рынок российской свинины. Может быть, все-таки успеют в эту игру сыграть. Может быть, все-таки я с оптимизмом смотрю, у нас 2015 год, сумеют они, может быть еще два года, чтобы, такая тонкая игра идет, какая-то. Может быть. Но поэтому, наверное, я и говорю об этом, может быть услышат. Надежда есть. Потому что появилась свинина, например, и импорт кстати последнего времени, когда цены понизили российские, по моей информации импорт свинины сокращается.

И. ВОРОБЬЕВА - Наш слушатель из Оренбурга Евгений удивляется: я не понимаю, ну поезжайте в деревню, покупайте говядину, 150 рублей.

В. ГЕВОРКЯН - Можно название деревни и координаты.

И. ВОРОБЬЕВА - Не так просто.

Т. ДЗЯДКО – Сразу выезжаем, что называется.

В. ГЕВОРКЯН - Послать москвича… Я думаю, вряд ли кто-то согласится.

И. ВОРОБЬЕВА - Там построить мясопереработку.

Т. ДЗЯДКО – А нет смысла ехать в деревню и там закупать, пусть в Оренбургскую область, а возить сюда перерабатывать?

В. ГЕВОРКЯН - Нет, вы понимаете это промышленные масштабы, в деревню.

Т. ДЗЯДКО – Условно.

В. ГЕВОРКЯН - Свинокомплексы находятся не в Москве, они находятся, видимо, в регионах каких-то. Сейчас Белгородская область, в Ленинградской области. Где-то это происходит. Мы за этим туда и ездим. Мы используем.

И. ВОРОБЬЕВА - А если мы говорим например, о закупке мяса у соседних государств, Белоруссия, Украина. С ними попроще наверное.

Т. ДЗЯДКО – В рамках Таможенного союза.

В. ГЕВОРКЯН - Украина это отдельная тема. А с Белоруссией тут вообще совершенно непонятная история. Если мы в одном Таможенном союзе, откуда же у них берется такая дешевая свинина и колбаса. Это вопрос-загадка. Я называю это цена дружбы. У меня нет другого объяснения. Как может быть в едином союзе такая разница цен, это не жадность отечественного производителя. Видимо, что-то другое.

И. ВОРОБЬЕВА - Давайте тогда подведем итоги. После вступления России в ВТО получается, что колбаса была импортная дороже отечественной на 30%, сейчас ситуация выглядит совершенно иначе и скорее всего, она будет дешевле.

В. ГЕВОРКЯН - Пока так.

И. ВОРОБЬЕВА - Что надо сделать, чтобы попытаться поменять и спасти отечественный рынок?

В. ГЕВОРКЯН - Тут я скажу, можно я сделаю одним пунктом.

И. ВОРОБЬЕВА - Выйти из ВТО?

В. ГЕВОРКЯН - Давайте не об этом. Интересную тему не затронули. Я коротко сформулирую. Получилось так, что это главное, что я хотел донести. Очень интересно. Сформировать своего покупателя. Правильно ему объяснить, что такое хорошо, что такое плохо. Начать говорить с ним на языке, понятном ему и уже апробированном в Европе. Например колбаса не такая сякая, а натуральная. Что колбаса бывает с усилителем вкуса, без усилителя. Что когда кладут в продукты усилитель вкуса, то не называют слово «натуральная». Это общепринятые нормы европейские. А остальные пункты, что мы с вами обсуждали долго и упорно последние 20 с чем-то минут.

И. ВОРОБЬЕВА - А вот интересно, когда я беру колбасу с прилавка, на что мне надо смотреть, чтобы понять, что это…

Т. ДЗЯДКО – Что она хороша.

И. ВОРОБЬЕВА - Что она натуральная.

В. ГЕВОРКЯН - Во-первых, читать этикетку. И в конце европейских нормальных развитых государств – мясо, специи, вода. Допустимы фосфаты и нитриты. Они функциональные добавки. Для цвета. Вот все. Если вы видите там что-то другое, неважно что, основной признак – усилитель вкуса. Принцип один – зачем класть усилитель вкуса, если там нормальное качественное мясо.

И. ВОРОБЬЕВА - А там так и написано – усилитель вкуса?

В. ГЕВОРКЯН - Да. Должно быть написано. Обязаны. Дальше мы переходим в плоскость обмана, не обмана. Мы выяснили, обманывают везде. Но это второй вопрос. А производитель, заботящийся о своей репутации, обманывать, не обманывать, это вопрос совести и уголовного права.

Т. ДЗЯДКО – Спасибо большое. Виталий Геворкян - президент компании «Мясной дом Бородина» был в нашей студии. Благодарим, спасибо вам.

Источник: Эхо Москвы

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее